Вопрос:
Есть ли шанс при ДТП взыскать ущерб с дорожников?
Ответ:
Такие шансы безусловно есть. Обязательным условием для этого является правильное оформление материалов по ДТП.
Как в этом случае поступить? Обязательно вызвать на место ДТП сотрудников ГИБДД. Они оформят материалы по ДТП: составят схему ДТП, опросят участников ДТП, свидетелей, произведут фотографирование места ДТП.
Ваша задача убедить сотрудников ГИБДД составить акт о выявленных недостатках в содержании дорог и дорожных сооружений. В Москве, например, сотрудники ГИБДД такие акты составляют. Акт составляется в присутствии понятых.
К материалам по ДТП необходимо будет приобщить фотографии, на которых должны быть зафиксированы недостатки в содержании дороги (выбоины, грязь, отсутствие разметки и т.д.). Если сотрудники ГИБДД окажутся без фотоаппарата – фотографируйте сами (например на телефон). Чем больше фото будет сделано, тем лучше. Если фотографировать будете сами, то сделайте несколько снимков таким образом, чтобы на фотографиях были видны сотрудники ГИБДД и их автомобиль. Это поможет подтвердить, что фотографирование проводилось непосредственно после ДТП.
В соответствии с существующими в России законами дороги должны содержаться в безопасном для движения состоянии.
Существуют нормативные требования к содержанию дорог и дорожных сооружений, например ГОСТы, устанавливающие требования к эксплуатационному состоянию дорог и улиц допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, к содержанию светофоров, знаков и разметки.
Так, проезжая часть дорог и улиц, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Например, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Также установлены требования к коэффициенту сцепления покрытия, к содержанию люков колодцев и т.д.
Соответственно, чтобы выиграть спор в суде у организации, отвечающей за содержание данной дороги, необходимо предоставить в суд доказательства того, что установленные требования по условиям безопасности выполнены не были. Например, что выбоины на дороге были больше предельно допустимых. Значит, их придется замерять на месте ДТП, фотографировать и фиксировать в акте. Поэтому и важно, чтобы такой акт составили должностные лица. Хотя бы ГИБДД.
Недавно ко мне обратились два водителя. Один совершил наезд на крышку люка колодца, отчего крышка слетела и повредила автомобиль, двигавшийся по соседней полосе. Второй на Варшавском шоссе в темное время суток наехал на рассыпанную глину, в результате его автомобиль потерял управление и наехал на дорожное ограждение.
В обоих случаях должностные лица ГИБДД обвинили водителей в нарушении п.10.1 ПДД РФ и соответственно посчитали их виновными в причинении вреда.
Мне удалось защитить водителей. Вначале были отменены постановления ГИБДД. В первом случае по моей жалобе сотрудники ГИБДД сами отменили постановление. Во втором, для отмены постановления ГИБДД пришлось обращаться в суд. Судья Зюзинского районного суда г. Москвы Чечко Леонид Николаевич, не согласился с мнением ГИБДД и отменил постановление, за что ему спасибо.
Дальше в обоих случаях были «сражения» в гражданских процессах с организациями, ответственными за содержания этих участков дорог, по результатам которых мы вышли победителями.
От вашей настойчивости, от ваших своевременных и правильных действий много зависит. Кстати, Генеральная прокуратура РФ в июне 2013 года выступила в поддержку водителей в подобных ситуациях. Это тоже хорошо. |