В начале хочу обратить внимание на то, что многие страховые компании включают в свои Правила добровольного страхования (КАСКО) под термином «гибель транспортного средства» понятие, когда стоимость восстановительного ремонта превышает 75-85% реальной стоимости транспортного средства до повреждения в ДТП. У разных компаний по-разному. Это не противоречит закону, поскольку договор между страхователем и страховой компанией заключается добровольно. Хочешь подписывай, хочешь нет.
А вот по договору ОСАГО не так. В соответствии с законом об ОСАГО под полной гибелью транспортного средства понимаются случаи, когда ремонт поврежденного имущества невозможен, либо когда стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость.
Как правило, суды, рассматривая споры по возмещению ущерба причиненного ДТП в случае гибели транспортного средства, присуждают потерпевшему сумму, равную разности между стоимостью транспортного средства на день ДТП (до повреждения) и стоимостью годных остатков транспортного средства после повреждения.
Например, если в результате экспертизы будет установлено, что для восстановления транспортного средства необходимо 400 тыс. рублей, но машина уже не новая и ее стоимость до повреждения в ДТП была 300 тыс. рублей, а стоимость годных остатков после ДТП составила 50 тыс. рублей, то суд, как правило, взыскивает в пользу потерпевшего денежную сумму, равную 250 тыс. рублей (300 – 50).
Но недавно мне удалось убедить судью принять иное решение. Представляя интересы потерпевшей я обратился в суд с исковыми требованиями к ОАО «АльфаСтрахование», застраховавшей гражданскую ответственность виновника ДТП по договору ОСАГО и по договору добровольного страхования (ДСАГО или иногда называемому расширенное ОСАГО). По двум договорам страховая компания взяла на себя обязательства возместить за виновника ДТП вред в размере 500 тыс. рублей.
Рассматривая гражданское дело суд назначил судебную экспертизу для определения размера ущерба. Как следовало из заключения экспертов стоимость восстановительного ремонта автомобиля составляет 407 тыс. рублей, стоимость автомобиля на день ДТП (до повреждения) составляла 325 тыс. рублей, а стоимость его годных остатков после ДТП составляет 120 тыс. рублей.
Мне удалось убедить судью взыскать со страховой компании в пользу потерпевшей полную стоимость автомобиля на день ДТП – 325 тыс. рублей. При этом суд обязал истицу передать годные остатки автомобиля страховой компании.
Думаю, это хорошее решение, избавившее потерпевшую от необходимости восстанавливать свой разбитый автомобиль или продавать разбитую машину за бесценок или на запасные части.
|